О.И. Аплеснина, доцент каф. Культурологии и дизайна, УрФУ
Полемика, которая разгорелась на вузовском просмотре дипломных студенческих проектов, заставила задуматься о важном и существенном, нужно ли углубляться в социальную тематику? Поскольку это магистерская работа, она должна иметь теоретическое обоснование графических решений. Все строго по науке. Сразу задаешься вопросом какой науки? Философии? Истории графического дизайна? Методологии графического дизайна? Социологии?
Научный руководитель выдвигает требования — практическая работа должна малыми скупыми средствами гармонизировать среду. Прекрасная идея, поскольку в начале перестройки, фактически произошел демонтаж мощи российской индустрии, заводов, позволивших стране победить в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Здания, за которыми история трудового подвига государства нашего сороковых, пятидесятых годов прошлого столетия, еще часто пребывают в разрушающемся состоянии. Постепенно, благодаря программе капитального ремонта, ситуация изменяется в лучшую сторону, но, слишком еще робко. А люди, живущие в рабочем районе, видя это, находятся в состоянии депрессии. Да и контингент живущих в районе жителей, в основном старики и пожилые, склонные к ней. Об этом нам поведали аналитические выкладки магистрантки. Но, несмотря на все вышесказанное, ею сделан еще один важный вывод – люди гордятся своей страной.
Тут сразу же возникают вопросы — почему гордятся и чем? Они гордятся той историей, которой славен каждый район страны! Остались еще живыми некоторые старики, которые будучи детьми, были вынуждены прийти на эвакуированные в кратчайшие сроки из Москвы и Подмосковья и других западных районов заводы. Этот подвижнический героический труд отражен в 80-е годы в книгах Тамары Ефимовой об Уралмаше и заводов Эльмаша. Дети, подростки работали, не выходя из цехов недели по две. Спали у станков, опоздания на работу карались судом. Можно сегодня рассматривать это как жестокость по отношению к ним, но, тот, кто жил и работал на Урале в эти страшные годы, знает – иного выхода просто не было. Мужчины – на фронте, женщины и дети в тылу работают на фронт, на Победу! Патетичен текст? Может быть, но так было в этом уральском поселке и тысячах других тыловых округах Советского Союза. Здесь жили и работали, и даже умирали с голода люди разных национальностей и вероисповеданий, из Москвы, Ленинграда, Ташкента, Душанбе. Жили в бараках и наскоро построенных землянках, а возводили гиганты индустрии. Население росло благодаря эвакуированным в геометрической прогрессии. «Урал — опорный край державы!» — это именно из тех героических лет.
А потом? Потом — возвращение из фронтовых районов с Великой Победой победителей. Куда? В бараки, в лачуги. Израненные, искалеченные, но с огромной жаждой жизни, люди приехали в эти неказистые районы, работать на новых мощных заводах, вкладывать свой труд в строительство лучшего будущего. Оптимизм и осознание своей роли в победе, желание выстроить новое, достойное будущее принесло время конца 40-х, 50-е годы! Теперешним старикам есть чем гордиться, несмотря часто на еще не отремонтированные фасады их домов. В 50–60-е годы это были новенькие прекрасные многоэтажные дома, поселки, выстроенные их голыми руками. Их самстроевские квартиры! Надо было быстро строить жизнь! Это еще одно из интереснейших явлений второй половины прошлого столетия!
А теперь вернемся в настоящее. Подумаем, вправе ли мы — с позиций сегодняшнего дня забыть эту историю? Забыть те достижения, те имена, которые подняли страну их разрухи. Сделали ее мощной и оптимистичной.
Зачем графическому дизайну быть социально направленным — да затем, что нельзя быть Иванами родства не помнящими. Миллионы жителей страны выходят в день Победы на шествия, с портретами своих ушедших уже родственников, из того поколения? Кто-то скажет, зачем кричать громко о том времени. Он прошло. Да. Но мы из него, мы благодаря ему живем и здравствуем. Человечество развивается и российская история не застывший кисель. Но и не «дышло, куда повернешь, туда и вышло». Необходимо осознанное движение вперед, на основе анализа истории. Важно оценить, наконец, роль этих поколений в истории страны, воздать им должное через объекты полиграфического дизайна. Скажете не модно осуществлять это путем создания объектов социальной графики? Это напоминает наглядную агитацию не лучших времен социализма? А мировой опыт социальной графики. Мы не будем сегодня жить вчерашним днем, будем искать новые формы дизайна, но дизайна не оторванного от интересов жителей края, а близкого их миропониманию и отражающего их суть, позволяющего гордиться отцами и дедами, великими простыми тружениками, не требующими для себя сказочных благ. Они желали и строили достойную жизнь своим детям.
А не роль ли графики социальной раскрыть и подчеркнуть значение краткосрочной жизни? Как умели делать это художники конструктивисты в двадцатые, тридцатые годы в фотографической документалистике, создав с ее помощью неповторимый графический стиль, оказывающий влияние на полиграфический дизайн и спустя столетие! Так ли уж изменились наши идеалы? Гордиться прошлым отцов необходимо. Иначе нет смысла и в завтрашнем дне, его не построить в состоянии вроде бы непонятно откуда свалившейся депрессии. Осознание прошлого показывает нам путь в оптимистичное завтра. Он расскажет нам чего не надо делать, поскольку это ошибочно, а к чему стремиться стоит, и как его строить тоже будет ясно!
Еще раз подчеркнем — роль социальной графики в деле построения завтра огромна.
Виды и формы графики, каковы должны быть они сегодня? Язык, созданный на основании языкового заимствования плакатов, начала 30-х годов, который отличался фотодокументальной прямотой с элементами экспрессионизма и романтизма? Может быть. Взять за основу современную графику западных дизайнеров, нагромождающих один смысловой слой на другой, и еще, и еще — может быть. Поскольку он сложен как наслоение быстро сменяемых событий с экранов мировых новостей, просматриваемых в интернете, и потому понятен молодому зрителю — вполне может быть! А возможно использование языка минимализма со скупым отбором деталей, не надо доискиваться до сути, нам некогда — почему бы и нет? В каждом конкретном случае он будет свой, соответствующий авторскому видению темы, но сегодняшний неповторимый. А что, какие объекты графики будет делать дизайнер, зависит от заказа общества, от его потребностей. Есть то, что отличает их от вчерашних.
Сейчас востребованы необычные креативные формы. Графика все активнее ступает туда, где раньше ее не было. Например, на стены бетонных заборов и фасады зданий, в виде шрифтовых и цветовых композиций, в виде раскрашенных лжерельефов и арт-объектов. Сугубо информационная графика смешивается с иллюстративным композиционным решением, а то и просто иллюзорным изобразительным материалом. В большом почете и чисто шрифтовые декоративные композиции, носящие монументальный характер, или световая динамичная графика, которая ложится то под ноги зрителю, то взлетает и пребывает над его головой. Мы купаемся в мире необычности, нам хочется его видеть все более и более несуразным и виртуальным. Превращение и самого человека почти в голограмму в подобной среде, факт уже состоявшийся. В подтверждение этих слов достаточно вспомнить разнообразные фестивали света с проецированием изображений на архитектурные комплексы и площади.
Это там, где есть достаточное финансирование, а если его нет? Тогда среда улиц, площадей и пустырей депрессивных районов может быть реанимирована, психологически приподнята с помощью различных полиграфических объектов: баннеров, растяжек, полотнищ тканей, закрывающих серую архитектурную среду, с активным позитивным подходом в цветовом и сюжетном смысле. А что же в сюжете способно сыграть роль арт-терапии? Думается, это обращение к тому, что люди и дела их не забыты, что о них помнит новое поколение, их уважают и ценят за вложенный в развитие страны колоссальный труд. Возможно, показ того, что было сделано, какие станки и оборудование выпущено, какие награды за этот труд получены, как они пригодились на родине и в далеких странах в деле их развития. Если самооценка жителей каждого жилого района будет поднята, а напоминание о результатах их труда подчеркнуто, сделано, ни о каких депрессивных настроениях в данной местности говорить уже ни придется.
Депрессия — болезнь, приводящая к унынию и безысходности. Человек лишается возможности найти выход из ситуаций, приведших к внутренней панике, лишается на длительное время. Для излечения необходима осознанная работа по прохождению пути поисков причинно-следственных связей.
Какой должна быть современная графика — возможно сюжетной, наполненной образами, воспоминаниями, которые помогают проанализировать бывшие события и оценить их, как с позитивной стороны, так и с отрицательной.
Графика может помочь вскрыть события прошлого для осознания того, что делать и как двигаться дальше, чтобы найти выход! Графика в данном случае — ниточка ведущая в завтра.
Конец 40–50-е годы — детство и ранняя юность рабочих поселков. Что же происходило в это время?
Начинается бурное строительство жилья, как символ мирной трудовой жизни. Появляются первые холодильники и телевизоры в домах служащих и рабочих. Казалось бы, это не существенно, но это кричащие факты явного улучшения жизни народа после войны. Обучение детей становится бесплатным. Здравоохранение — открытие новых современных лечебных центров — все говорило о том, что жизнь налаживается, она побеждает мрак окончившейся мировой войны.
Постепенно проявляются и явно отрицательные тенденции развития общества. Тоталитаризм, несовершенство, лживое стремление приукрашать или замалчивать негативные стороны — привели к общественной деградации, и разрушению социального строя в конце 80–90е годы.
Человеку свойственно не останавливаться, идти вперед, часто отрицая вчерашнее (это нами уже пройдено). А что там за горизонтом? Будущее? Проникнешь внутрь — там опять за горизонтом будущее, которое «самостроем» создавать тебе.
Как стремительно меняется и уплотняется сегодняшнее время. Меняется ежеминутно, ежесекундно! Рабочие микрорайоны — становятся теперь полны новостроек одними из самых перспективнейших в городе. Сносится обветшалое жилье, возводится новое! Это новое утро рабочего района! Отрадно! Но этот факт нисколько не умаляет роли социальной тематики в графическом дизайне! Напротив, в теперешних реалиях она как давно уже не было — кричит о своей необходимости в деле воспитания гражданина страны! Знание истории, появление художественных и дизайнерских полиграфических работ с четкой задачей воспитания патриотизма в жителях страны — важнейшая задача графического дизайна России.
А что происходит в обучении завтрашних полиграфистов в вузе?
Решаются ли темы патриотизма здесь? Через какие конкретно темы?
В основном это темы, посвященные истории и юбилеям выдающихся личностей России.
За последние годы выполнены полиграфические проекты к юбилеям А. С. Пушкина. Здесь студенты сами выбирают сюжеты своих книг, предлагают свою идею и концепцию книг, газет и журналов. Это поиски имени поэта в городской среде в названиях улиц и мест, увековечивающих память о нем. Так Алена Чулкова назвала свою книгу «Где живет Пушкин». В которой рассказывает о достопримечательностях города Екатеринбурга, связанных с именем поэта. Другая студентка обращает свое внимание на авторские рисунки и каллиграфию поэта, оказывающие влияние на современную графику. Третья — малоизвестным страницам его биографии. Взглянуть на события свежо, так, чтобы рассказ стал интересным молодежи, открывающим для них личность создателя «Евгения Онегина», так понимают свою задачу авторы проектов.
В вузе не забывают и о других талантах Урала. Писателю Д.Н. Мамину-Сибиряку посвятили еще один социально значимый проект. Были разработаны плакаты, книги, журналы и газеты с авторскими концепциями. В данном проекте особое внимание уделялось иллюстрациям к «Аленушкиным сказкам». По окончании работ над проектом состоялось две выставки дизайна и иллюстраций по Мамину-Сибиряку. Одна из них проходила в Музее автора, где состоялся вечер с юными читателями города из школ Екатеринбурга.
Хотелось бы упомянуть еще один более ранний проект — книга по рекордам Свердловской области Татьяны Садовниковой. Студентка длительное время собирала разрозненные газетные заметки, материалы, которые потом собрались в стройный единый ряд фактов, отраженных в издании, отмеченном молодежным грантом, выделенным на печать тиража книги.
Таких дизайнерских авторских проектов много. Им должна быть проложена дорога для публикаций в издательствах, с ними надо как можно шире знакомить публику. Социальный плакат — еще одно из интереснейших почти забытых и будем считать возрождающихся явлений ближайшего дня. А еще существует индустрия календарей самых разных по информационным наполнениям и размерам, оказывающих мощнейшее воздействие на зрителя. Их тоже можно посвящать социально значимым темам! Открытки! Нельзя недооценивать значение лозунга и призыва к светлому началу, к истине, патриотическому подъему в стране, в нашем крае, ради будущего.
Будем стараться выстраивать оптимистичное завтра уже сегодня!
26.4.2022