Главная / Новости / Журнал «Вестник графического дела» М.Д. Рудомётова

Журнал «Вестник графического дела» М.Д. Рудомётова

18 Сентября 2020

Автор статьи: Кузьмина Нина Георгиевна

Методист Российского творческого

 союза работников культуры

yasnova1966@yandex.ru

 

В статье прослеживается история создания и содержание одного из журналов полиграфической тематики, выходившего в Санкт-Петербурге в конце XIX века. «Вестник графического дела» был частной инициативой М.Д. Рудомётова – известного деятеля печатного дела. Одним из структурных элементов журнала стали «мотивы для компоновки» типографских украшений для акцидентных работ. Много статей посвящено проблемам профессионального образования работников печати и отсутствия учебников на русском языке.

Редактор журнала

Рудомётов Михаил Данилович (ок. 1852 — 1918)  российский издательский деятель, изобретатель в области печатной техники. В 1878 владелец литографии в Петербурге. Сконструировал печатную машину, серийно изготовлявшуюся заводом А. Васильева и в 1882 отмеченную наградой на Московской художественно-промышленной выставке и многокрасочную ротацию для однопрогонной печати (совместно с П. Е. Павловым)[1]. В 1881—1896 гг. работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг, принимал участие в усовершенствовании орловской печати[2]. Рудомётов много работал над усовершенствованием получения разноцветных иллюстраций. Сначала изображения получались низкокачественные, но к концу XIX века типографы разных стран, в том числе русский инженер М.Д. Рудометов, усовершенствовали процесс дешевого получения цветного изображения на бумаге (так называемой трехкрасочной автотипии). В результате этих опытов появилась возможность изготовления относительно дешевых, передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражом[3]. М.Д. Рудометов — типограф и издатель, изобрел трехкрасочную автотипию (фотографирование изображение через красный, желтый и синий фильтры). Усовершенствовал процесс, позволив печатать плакаты на тонкой бумаге[4].

Михаил Данилович Рудометов работал в самом крупном и технически оснащенном печатном учреждении России – Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак). Начав с заведывания отделением цинкографии, затем мастерской по печатанию кредитных билетов, впоследствии он стал главным мастером Экспедиции. Если учесть, что численность работавших тогда на предприятии была около четырёх тысяч человек, то становится понятной значимость занимаемой должности. В 1903— 1908 работал в области фотомеханики[5]. Впоследствии М.Д. Рудомётов - обладатель собственной типографии, располагавшейся в Санкт-Петербурге по разным адресам. В 1898  г. выпустил в свет «Опыт систематического курса по графическим искусствам» — первый в России общий курс полиграфии, в 1905 — «Календарь фотографа». Занимался переводческой деятельностью, среди переведённых Рудомётовым книг — «Руководство по литографии в настоящем состоянии развития этой техники» Г. Фритца (1898), «Съёмка сетчатых негативов для автотипии» И. М. Эдера (1902). В 1897—1898 гг. издатель-редактор журнала «Вестник графического дела».

Организационная структура журнала

По замыслу М.Д. Рудомётова журнал должен быть иллюстрированный, научно-технический, посвященный широкому кругу вопросов, связанных с полиграфией, искусством книги и издательским делом. Журнал издавался всего два года с 1897 по 1898 гг. Выход журнала вначале был предпринят еженедельный, но по прошествии трёх месяцев он стал выходить два раза в месяц. Объём журнала  8 полос и 1 лист приложений в одну краску. Редактор-издатель и автор большинства статей был сам М.Д. Рудомётов. Журнал «знакомил читателей с зарубежной литературой по вопросам полиграфии, помещал большое количество переводных статей»[6]. Как справедливо заметил сам редактор-издатель в передовой статье первого номера журнала «Вестник графического дела» «журнал наш, появляясь на свет, не встречает на избранном поприще ни врагов, ни союзников. В настоящую минуту у него нет собратьев по оружию, деятельность которых совпадала бы или хоть бы соприкасалась в значительной степени с его деятельностью. Ему приходится быть единичным работником на избранном пути»[7]. Справедливости ради необходимо заметить, что с 1867 по 1885 гг. с перерывом в десять лет – с 1868 по 1878 гг. выходил отраслевой «Типографский журнал», а с 1878 назывался «Обзор графических искусств». Вначале редактором-издателем был Р.К. Шнейдер, а с 1882 г. Эд. Гоппе. Но в те годы, 1897-1898, действительно отраслевого журнала не было. На страницах журнала отражались все современные процессы, проходящие в области графических искусств: технике, технологии и типографском оборудовании, правилах техники безопасности труда на предприятиях полиграфии, высочайшие награды, которыми удостаивались работники графических заведений, сообщения о собраниях Общества деятелей по печатному делу и Вспомогательной кассы наборщиков, отмечание юбиляров, статьи о наборных работах, например, Ф. Верёвкин «О развитии эстетического вкуса у наборщиков».

Художественное оформление акцидентных работ

Редактор М.Рудомётов стремился привить своим читателям хороший вкус. В качестве приложения подписчикам рассылались образцы печати акцидентных работ. В некоторых номерах в приложении на отдельном листе помещались «Мотивы для компоновки» - образцы виньеток, заставок, буквиц, рамок. Словолитни города выпускали огромное количество самых разнообразных типографских украшений. Журнал помогал разобраться в правиле золотого сечения и правильного использования и сочетания виньеток, заставок и др. украшений.

Проблема организации школ печатного дела

Одной из важнейших тем, проходившей через все материалы журнала – была идея создания в России сети школ печатного дела. Недостатки отечественной полиграфии, и далеко не всегда удовлетворительное качество печати Рудометов видел в отсутствии серьёзных образовательных программ и налаженного профессионального обучения. Неоднократно на страницах журнала возникает концепция его просветительской деятельности в триединстве наших замыслов: издание журнала, составление руководства, чтение лекций. С первого номера редактор заявляет «у нас совершенно не существует систематической школы, почти ни по одной отрасли графических искусств, что литературы по настоящему делу  у нас нет ещё в зародыше... в среде русских лиц, работающих на попроще графического дела... существует очевидное стремление и явная жажда познания»[8]. Откликаясь на это стремление редактор-издатель приступил к работе над своей книгой.  

Аннотированная реклама нового учебника и курсов по фотоделу

26 апреля 1897 г. в №5 редактор М.Д. Рудомётов поместил рекламное объявление о скором выходе в свет его труда «Систематический опыт графических искусств» с перечнем основных разделов и предполагаемой ценой книги. В № 19 за 18 октября того же 1897 г. автор сообщает, что в октябре месяце выйдет «Опыт графических искусств» и цена для подписчиков журнала «Вестник графических искусств» составит 5 руб., в коленкоре (в переплёте - 6 руб.). Учебник вышел в 1898 г. В свою книгу автор включил на редкость интересные практические сведения по основным разделам типографского дела. В течение нескольких десятилетий Рудомётов собирал материалы для будущей книги. В предисловии автор отметил, что  «Систематического изложения всей технической стороны графических искусств не имеется даже в богатой иностранной литературе… Как всякое новое начинание, моя система изложения, конечно, не обошлась без промахов и ошибок…»[9]. Согласно содержанию книга состоит из четырёх частей: 1) ксилография, наборное дело, цинкография, стереотип, гальвано; 2) гравюра на металле, офорт, гелиогравюра и фотогравюра; 3) литография, хромолитография, фотолитография, фототипия; 4) репродукционная фотография, сухой и мокрый способы, автотипия, трёхцветная печать. 3-я и 4-я части не вошли в издание. Их предполагалось выпустить отдельным изданием позже, но этого не произошло. Не смотря на не полное содержание, эта монография М.Д. Рудомётова представляет собой уникальный образец подробного изложения допечатных процессов, над усовершенствованием которых автор работал последние несколько лет своей жизни.

Для усовершенствования работ фотографов М.Д. Рудометов организовал курсы повышения квалификации, о чем сообщил на страницах журнала. В №27 за 1898 г. помещено объявления об открытии курсов по фотоделу и чтения лекций по фототипии, фотоцинкографии и репродукционной фотографии. Курсы были открыты после конкурса практической фотографии, возникшей по частной инициативе известного фотографа С.М. Прокудин-Горского, о чём сообщалось в журнале «Вестник графического дела» №27 1898 г.

Рекламные объявления

В качестве рекламы в журнале помещались объявления от фабрик скоропечатных машин из Германии, словолитни Бертольд, фабрики типографских красок Бергера и Вирт в Санкт-Петербурге и Лейпциге, склада принадлежностей для тиснения Берниц и Шульте в Санкт-Петербурге. В конце каждого номера помещался блок рекламных объявлений. В  номере 19 за 18 октября 1887 г. появилась реклама журнала «Фотограф-любитель». С середины 1897 г. в конце журнала появляется много объявлений периодических изданий, таких как «Электричество», «Педагогический сборник», «Игрушечка», «Юридическая газета» и др.

Причин прекращения столь необходимого издания было много, одна из которых отсутствие постоянного числа подписчиков, а также вследствие большой занятости М.И. Рудометова. Тем не менее журнал сыграл важную роль для информирования и просвещения работников книгопечатного дела.

 

[1] Книговедение. Энциклопедический словарь. – М. Изд-во «Советская энциклопедия», 1982, с.463.

[2] Немировский Е.Л. Многокрасочная ротационная печатная машина Рудомётова-Павлова // Полиграфическое производство. 1952. №12

[3] История становления и развития плаката стиля модерн. Режим доступа  http://www.youldshour.ru..

[4] Печатная полиграфия в дореволюционной России. Режим доступа http://wwwtitulatyra.ru.

[5] Открытый источник материи. Режим доступа. http://www.ncknigaran/ru.

[6] Книговедение. Энциклопедический словарь. – М. Изд-во «Советская энциклопедия», 1982, с.113.

[7] Рудомётов М.Д. // Вестник графического дела. 1897.  №1, с.3

[8] Рудомётов М.Д. //Вестник графического дела. 1897. №1, с.1

[9] Рудометов М.Д. Опыт систематического курса по графическим искусствам. Т1. – СПб., 1898. С.2 (-410 с.)

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK